Умей радоваться мелочам. Пока одни, высоколобые, стараются придать понятию «инди» еще более
пошловатый
странный оттенок, пихая музыкальные усилители в библейские мифы, а
вторые с лицемерной улыбкой делают из людей роботов – кто-то поступает
по-человечески. У себя в Чехии сидят семеро талантливых энтузиастов во
главе с
Якубом Дворским, едва ли не последние оптимисты и человеколюбцы, продолжающие делать нечто скромное, старомодное, но донельзя прекрасное.
На не самой продвинутой, хотя и оригинальной, в каком-то смысле,
технологии – флэше – и только для персональных компьютеров они создают
небольшую машину времени, в которую с удовольствием сядут и
ностальгирующие старики, и дети, смотрящие на пятнашки с большими
непонимающими глазами. И если
«Саморосты» Дворского
были попросту малобюджетными квестами, выглядевшими дикой
неординарностью посреди более дорогих и масштабных конкурентов по
жанру, то когда появился
«Машинариум» соревноваться оказалось не с кем. Даже когда и кем-то долгожданная
Still Life 2,
вроде без пяти минут главная адвенчура этого года, выпрыгнула перед
народом – ей помахали ручкой и пошли мимо. А рисованное
флэш-приключение оказалось неординарностью уже посреди вообще всех игр
и типичным представителем того, что стало историей и не вернется
никогда, как бы отдельные представители ни старались.
Подобно жанру, молодого робота вышвыривают на свалку от
общества подальше. От удара он разлетается, но как раз для него это –
не конец, а начало. Собравшись по частям, он стремительно перебирает
маленькими ножками в сторону своего города, где кучка негодяев
беспрепятственно творит беспорядки. Все там до очарования проржавело.
Насквозь. Настолько, что подлиннее города машин, живущих человеческой
жизнью, трудно представить. Покосившиеся дома, старые игровые автоматы,
кряхтящие вентиляторы и вечно ломающиеся лифты… В ручной рисовке,
атмосферной музыке да исключительном внимании к мелочам спрятались те
гармония и стиль, что будучи вместе из обыденного ужаса всегда делают
своеобразность, а из просто хорошего – уникальность.
Роботы-бабульки, роботы-деды, евреи и ворчливые старцы, от злости
буквально разваливающиеся. Уличных музыкантов закидывают из окон
цветочными горшками и магнитофонами, в канализации ритмично качает
головой-ключом меломан, а в Самой Высокой Башне неподвижно сиживает
Главный Робот с личной Матрицей вокруг. Симпатичный ржавый мирок
переполнен жизнью больше, чем иные трехмерные Открытые Пространства,
будь они на Марсе или на планете Земля.
Та искусственность происходящего, убившая не один десяток
квестов, похоронившая их истории и персонажей под толстым слоем
неестественности и тоски – она прошла мимо. Надуманность отсутствует.
Ее избегают. Встающие на пути проблемы не просто вписываются в
концепцию с сюжетом – они оттуда чаще всего просто вырастают. У юного
героя, конечно, нет денег на батарейки. Конечно, дряхлый лифт
обязательно заглохнет.
Ничего лишнего – все понадобиться. Достаточно пошевелить мозгами – и
почти всегда ответ найдется рядом, на этой же локации. Возможно, нужный
крючок или палка прямо перед глазами умело припрятаны между другими
мелочами. Достаточно логически размышлять и уметь выцарапывать из
вылизанной картинки активные предметы, чтобы преодолеть трудности и
двигаться дальше. Если уж совсем никак – в игре под боком и подсказки,
и даже само прохождение, правда, не вручающееся просто так, а только
через испытание мини-игрой.
Классические почтовые задания и прочая охота на точки в
большинстве случаев, несмотря на многообразие подачи, все же остается
одним и тем же – помоги тому, помоги этому. По-настоящему разбавляют и
приносят остроты приключению мини-игры. Четырехбитный экшен в Матрице.
Горячие приветы старине Тетрису. А вместе с ним – саркастическая
издевка над бесчисленными тестами на IQ. Типичные флэшевые забавы с
мышью. Но главное – пятнашки, паззлы и прочие головоломки из прошлого.
Некогда надоедливые попытки всяких малограмотных разработчиков
усложнить игру, здесь и теперь они оказываются наиболее сложными
элементами во всей этой милой и простой истории. Отнимающие большую
часть времени. Не повторяющиеся да вечно неожиданные. Простые на вид и
заковыристые по сути. И всегда – как вызов.
Дворскому с компанией удалось нащупать тот малонаходимый
квестовый баланс между увлекательностью и сложностью. Ту грань, за
которой закачивается радость и начинаются танцы в адском котле, а мозг
вздувается, словно поп-корн. Маленькие люди, сделавшие маленькую игру
про маленького робота – трогательно, смешно, красиво и легко. Про целый
город роботов, в котором нашлось больше человеческого, чем в мямлящих
арт-хаусах и убийцах времени с громкими именами. Именно это и
подразумевается под словом «инди» - такое вот редкое явление.
Рейтинги:
Геймплей: 8.5
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 9.0
Общий рейтинг: 9.0