В пресс-релизе, сообщившем два с половиной года назад о начале разработки
Black Mirror 2,
говорилось, помимо стандартных обещаний, следующее: «Мы получили
множество писем от поклонников жанра, требовавших продолжения
«Черного зеркала». Ответом на просьбы стало
«Черное зеркало 2»,
мы собрали команду опытных дизайнеров и сценаристов, чтобы сиквел
соответствовал всем ожиданиям». При этом разработчиком была заявлена
команда
Future Games, авторы оригинала. Затем в силу неизвестных нам причин проект перешел в руки
Cranberry Production, бывшей
4HEAD Studios.
Чешская команда, шесть лет назад выпустившая без преувеличения лучшую
адвенчуру года, тогда состояла всего из четырех человек. После успеха
Black Mirror студия соединилась с издателем
Future Games,
однако дальнейшие ее адвенчуры вышли весьма спорными, поэтому
требования полноценного продолжения их первой игры казались вполне
естественными.
Первая часть захватывала в первую очередь
своей необычной историей, соединявшей мистический детектив и триллер.
Череда убийств, расследований, посещений самых странных мест, раскрытие
вековых семейных тайн – это и многое другое держало в напряжении до
концовки. Несмотря на предсказуемость финала, верить в исповедь тети
Сэмюеля не хотелось.
Именно потрясающая фабула обеспечила невероятную популярность этой
достаточно требовательной к игроку адвенчуры, именно нечто подобного
уровня любители жанра и хотят увидеть, когда говорят о продолжении.
Сюжет закончен, никаких ответвлений не осталось. Возможно, был бы смысл
поговорить о приквеле, однако
Cranberry предлагает вернуться в поместье и мрачный замок спустя двенадцать лет после ужасающих событий.
Die schöne Unbekannte
И как подано возвращение! Сюжет – самое ценное в любой адвенчуре – играет в
Black Mirror 2
главную роль. Завязка буквально вытаскивает на себе начало игры,
последняя затем разгоняется, и после окончания второй главы детектив
захватывает полностью. Ситуация абсолютно такая же, как с первой
частью. Однако в случае с продолжением эффект достигается совсем
другими средствами.
1993-ий год. Даррен Майклз, американский студент-физик, приехал к
матери на каникулы в городок Биддефорд, где стал подрабатывать в
фотомастерской под начальством пренеприятного Фуллера. Ряд обычных
заданий: принести посылку, сбегать туда, отнести то, ничего особенного.
Появляется некая девушка (прекрасная незнакомка, разумеется) Анжелина,
мгновенно очаровывающая Даррена. Какое все это имеет отношение к Уиллоу
Крик, замку «Черное зеркало» и родовому проклятью семьи Гордонов?
Ответить я не имею права, потому что именно в невозможности хотя бы
бегло рассказать о повествовании заключается его главная сила. Больше
нельзя произнести и слова о сюжете, несмотря на то что пара мелких
подробностей не даст никаких намёков на последующие (и тем более
заключительные) события. Фабула постоянно меняется, появляются новые
тайны. Порой все накопленные Дарреном представления о происходящем
вокруг него переворачиваются на сто восемьдесят градусов и заставляют
по-новому анализировать уже известные факты.
Динамика второй половины игры идеально компенсирует медленное
вступление. Экспозиция подготовлена очень детально. Мы подробно узнаем
характер Даррена, осваиваемся в Биддефорде, привыкаем к местным
жителям. Чтобы через несколько часов покинуть его, отправиться в Англию
и погрузиться в совершенно другие приключения.
Der schwarze Spiegel
Не прибегая ни к каким подробностям, сюжет
Black Mirror 2 можно, тем не менее, очень долго описывать. Отмечу последний, сделанный наиболее искусно, момент.
Все поклонники первой части (другой аудитории сиквел не предполагает)
ждали возвращения в замок «Черное зеркало», предполагали, какие ещё
тайн он сможет предложить. Дорога к нему во второй части намеренно
затянута. Сначала вы прогуляетесь по старым, подчас измененным до
неузнаваемости местам, и лишь в конце окажетесь перед знакомыми
воротами, за которыми высятся мрачные башни. Посмотрите сначала, во что
превратилась страшная полуразрушенная психиатрическая лечебница,
побродите по заросшему сорняками поместью в Уэллсе, пройдитесь по
центральной площади Уиллоу Крика. Воспоминания приближаются постепенно,
аккуратно готовя к посещению «Черного зеркала». За шесть лет мы уже
многое забыли.
Там мы встретим уже известных персонажей: леди Викторию, Элеонору,
дворецкого Бейтса. Их характеры в точности сохранены, безукоризненно
подобраны голоса. Особенно стоит отметить озвучку Бейтса: мягкий,
спокойный тембр, а немецкий язык каким-то образом передал английскую
манеру речи.
Единственный недостаток, он же самый серьезный во всей игре, –
концовка. Вернее – финальный ролик. Жирный, пошлый, резко
контрастирующий с качеством подачи сюжета намёк на продолжение не
вызывает никаких эмоций, кроме недоумения. Есть даже безвкусное "to be
continued” после титров. Невероятно, чтобы
Cranberry,
уделив столько внимания повествованию, написав большое количество
диалогов и мастерски реализовав фабулу, не смогли придумать нормальную
развязку. Очевидно, установка на создание триквела не входила в
первоначальные планы авторов.
Die Suche der Moosbeere
Остальные минусы
Black Mirror 2
намного менее значительны, потому как с течением игры преимущественно
сглаживаются и даже превращаются в плюсы. Все они связаны с квестовой
механикой. В начале головоломки слишком примитивны и избиты. Для
предметных задачек требуется лишь собирать нужные предметы, проблем с
собственно решениями почти никогда нет. Главное, не проглядеть
какую-нибудь мелочь. Пиксельхантинг теоретически не должен вызвать
проблем, достаточно лишь внимательно осматривать экраны. Радует, что
все «горячие точки» даны сразу же и новые области с течением времени
(что было отчасти свойственно первой части) никогда не появляются. По
традиции герой, перед тем как взять объект, должен убедиться в том, что
он ему нужен (а мы – кликнуть по нему два раза). Иногда же Даррен ни с
того ни с сего берёт какую-нибудь железную палку или канат с репликой
«Пригодится». Здесь видны небольшие проблемы с линейностью и строгой
последовательностью действий. Зато нет нервотрепки с бесконечным
обыском уже изученных мест, пробежек за ножницами по всему городу и
проблем с логикой. А вот без вечных шаблонов, вроде добавления в
газировку слабительного и «случайного» опрокидывания чашки кофе, было
бы только лучше.
Дизайн предметных задачек резко меняется после эпизода в подземном
бункере. Поиск предметов в совершенно темной комнате сделано шикарно.
Последующие несколько действий, в том числе с применением динамита,
выполнены в лучших традициях
Unknown Identity. Приятно, когда разработчики находят и исправляют свои недочёты.
Разобрались они в итоге и с пазлами, правда, в самом-самом конце. До
них нам предлагают открыть аж четыре сейфа, запертую на два замка
дверь, собрать пятнашки и не одну мозаику. Никаких изобретательных
решений и необычных подходов к оформлению головоломок нет. Удивляет то,
на какие только ухищрения не идут персонажи, чтобы придумать шифр.
Кто-то прячет его в ящик в виде четырёх диафильмов, кто-то – в виде
названий сторон света закодированного на карте объекта, кто-то – в виде
последовательности звуков рояля. К слову о рояле. Не знакомым с нотной
грамотой лучше сразу с ней познакомиться: всё равно придётся искать
гамму в Интернете (или воспользоваться подсказкой). Вообще же
использование музыкальных пазлов – признак дурного тона.
Лёгкость прохождения становится чрезмерной после того, как пару
головоломок за нас фактически решат без разрешения. Буквально пошагово
Даррен проговаривает все необходимые логические выводы, которые обычно
предлагают сделать игроку. Другая подсказка была просто записана в
блокноте, в одном ряду со списком заданий. Только в пятой и шестой
главах появятся настоящие пазлы, требующие хотя бы небольшого
напряжения мыслей. Остальные, с другой стороны, слишком просты, чтобы
испортить впечатление от игры.
Bitte speichern Sie das Spiel!
По сути, ни одна из названных претензий не перевешивает достоинства
адвенчуры. Единственное, что приводит в настоящее негодование, –
отсутствие автоматических сохранений перед сценами, в которых герой
может погибнуть. Мы должны мгновенно принимать правильные решения,
иначе придётся начинать с экрана «Загрузить». Запись игры происходит
только в начале новой главы, и если вы ни разу не кликали на кнопку
speichern, то проделаете заново весь путь до неожиданной смерти.
Reprobates
в аналогичных ситуациях просто возвращала к экрану, предшествующему
«роковому». Вдвойне досадно видеть столь глупую ошибку после заверений
Cranberry о том, что она их самих раздражала в первой части и будет обязательно исправлена.
Neuer alter Spiegel
Больше, пожалуй, придраться не к чему. Замечательно сохранен стиль
оригинала, вплоть до самых мелких деталей. В меню можно изменить вид
курсора на старый; почти с точностью воспроизведено восстановление
разорванной записки по частям; даже письма читаются также. Вспомните
эту интересную особенность: голос героя постепенно переходит в голос
адресанта. Очень любопытно наблюдать превращение случившейся двенадцать
лет истории в легенду для туристов. В музее открыт зал с «сенсациями»,
в отеле продаются пластмассовые «ключи душ», которые раньше собирал
Сэмюель, есть маршруты по местам преступлений. Так только усиливается
контраст между якобы выдуманным проклятьем, в которое не верит Даррен,
и настоящим, известным игроку. Посмотрите, как преобразился замок, как
роскошно он выглядит.
«Черное зеркало 2» – действительно очень красивая двухмерная адвенчура, поддерживающая все современные технологии.
***
Большое, захватывающее, великолепное приключение. Пример правильного
продолжения и замечательного квеста, в котором внимание полностью
сосредоточено на сюжете. Кульминация оправдывает все неровности игры.
Такого бережного внимания к чужой игре, такой осторожной переработки её
истории мы не видели давно. Не хватает только аккуратной развязки.
P.S. «Новый диск» обещает выпустить локализацию игры в ноябре. Тогда же –
Alter Ego, новую адвенчуру
Unknown Identity.
Рейтинги:
Геймплей: 9.0
Графика: 9.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 8.5
Общий рейтинг: 8.7