Гигантский метеорит имени «Аватар Джеймса Кэмерона» заявил о себе много
лет назад, когда Король Мира вдруг понял, что мало себя таким наречь и
что люди имеют привычку забывать. Длительный полет в кинозалы оказался
такой длительный, что возникли сомнения в метеоритной природе фильма.
Земляне замерли в ожидании грандиозного крушения амбиций или
долгожданной революции и прочих громких слов, отчего даже одноименная
невзрачная игра в некоторых кругах приобрела неофициальный статус
блокбастера.
Более того – она действительно могла им стать.
О дивный новый мир
Планета Пандора во всей своей кэмероновской красе, одновременно
царственной и обыкновенной. В воздухе парят гигантские каменные глыбы,
настоящие горы, поросшие травой да деревьями. Сумасшедшая череда
зубастых ущелий, глубоких каньонов, забавных утесов и серо-зеленых
обрывов, дополненных лианами и какой-то прочей растительностью. Новая
кинематографическая вселенная, взывающая к «Парку Юрского периода» и
последнему «Кинг Конгу». Внушительная насыщенно-зеленая флора сначала
крепко пожимает вам руку, мгновение после – и вы уже в томных ее
объятьях. Все эти километры исполинских дубов, пышных кустарников и
ярких цветов накрывают с головой, подобно тому цунами, что каждый раз
неожиданно обрушивается на японские берега. Вокруг порхают насекомые,
вьются бесконечно прекрасной лазурью мелкие и не очень реки, а в
отдельные моменты мир переворачивается с ног на голову, преображаясь в
абсолютный неон и гламур в лучших традициях ласкового прихода ЛСД.
Требуя новой дозы, остается удивляться повсеместной бездарности всех
тех, кто когда-либо имел дело с джунглями, кинг-конгами и
сверхтехнологическими немецкими игровыми движками. Гонка вооружений –
это к другим. Следуя за совестливой оптимизацией, художники-дизайнеры
почти подошли к тому краю, где начинается мультяшность, но впечатляющая
живописность не дала сорваться. Или motion blur. Или буйная фантазия
Джеймса Кэмерона. В конечном счете, миньоны
Ubisoft в ответе за тихий ужас под лже-названием
Far Cry 2.
Но, как оказалось, достаточно кому-то – и мы знаем кому – вручить в
прямые руки правильный циркуль и чертежи, чтобы в этом мире не
прибавилось стыда.
Окружающая очаровательность улыбчиво прикрывает задницы разработчиков,
периодически вылезающие из штанов и молящие о публичной порке. Вопреки
обыденности, она легко оправдывает бедолаг, когда игра перестает быть
таковой, кидаясь в виртуальную экскурсию или интерактивную карту, за
немалую дополнительную плату прилагающуюся к целлулоидо-трехмерному
аттракциону. Даже тогда, когда населяющие местность стаи шестиногих
волков-панков вдруг начинают метаться по Броуну, гипертрофированные
олени - нервно дергаться и «показывать робота», а псевдо-лошади –
косить под шахматных коней. О дивный новый мир…
Раздвоение личности
Слишком
Главный козырь, впрочем, изначально заключался в ином – в
своем, особом сюжете. Личном пространстве, которого не найти у
большинства братьев по разуму. Пускай старина Джеймс перемалывает в
сотый раз древние фабулы, а игровой сценарий смело плюет на пересказы и
бросается вперед - рвать шаблоны да открывать кислород гейм-дизайнерам.
Ответственные люди отлично понимали, что выигрыш гарантирован
независимо от финала мероприятия.
Под видом формального и во всем типичного шутера от третьего
лица, постепенно вводят в курс дела, объясняют на пальцах основное,
пускают проветриться и акклиматизироваться, после чего ставят перед
двумя гуманоидами в судьбоносном выборе. Между человеком и голубым
гигантом. Бездарно преподнесенный и не вызывающий ничего, кроме
расчетливости, этот момент нелинейности и главного решения игрока
неожиданно прочно оседает в памяти. Возможно, потому что он слишком
далек от начала и еще более далеко от конца. Этакая вторая завязка,
разделяющая одну историю на две. Две по цене одной – это всегда
выигрыш, независимо от качества обеих.
Выбор человечности логично и насовсем оставляет действие в прежнем
виде, где камера слегка сбоку, на теле – камуфляж, а в руках –
автоматика. Безжалостным солдатом тогда проносится главный герой: он
возьмется за огнемет и задорно поджарит эту зеленую планету со всеми ее
уродцами. Его сослуживцы радостно соберут экскаваторами дорогие
минералы, а посреди запутанных радужных тропиков развернут Главный
Вселенский Лесоповал. Против вредных разумных растений и шестиногих
тварей у него всегда при себе авторитетный арсенал огнестрельного
оружия, в частности, пистолеты с бесконечным боезапасом и расставленные
повсюду контейнеры с… боезапасом. Фактически, в вашем распоряжении
столько средств для уничтожения, что хватило бы на покорение Вселенной,
так что щедро поливайте синих аборигенов и всякую живность праведным
смертоносным огнем.
А для пущего эпатажа – сливайтесь на мгновения с травой,
невиданно ускоряйтесь, самоизлечивайтесь от боевых ран, яростно
сотрясайте пыль аки аниме-хироу и прочие занятные, хотя и не
оригинальные штуки вытворяйте. Четыре слота для более чем достаточных
особых умений позволяют варьировать стили и вообще занимать себя, когда
ответственные за это люди увлекаются экскурсиями. В конечном счете, все
равно приходишь к выводу, что важно лишь наличие невидимости и лечения,
а остальное заменит находчивость, тактика и обычное оружие.
Чем больше трупов оставите за собой – тем больше мудрости к вам придет.
Щедрый опыт буквально падает на голову в неумолимых количествах даже
после неизбежных поручений начальства, этих мелких посыльных заданий,
составляющих сюжет. Его следует в столь же баснословных количествах
тратить на открытие новых навыков, новое ружжо и… энциклопедию. Этот
иллюстрированный путеводитель по культурным местам Пандоры и – по
совместительству – краткий справочник. От этого не избавиться – даже
изменив гуманизму, вырастив хвост и перекрасившись в синий.
Народ На’ви – это народ слэшера. Он спокойно пользуется
человеческим оружием, с нежностью смотрит на лук и арбалет, но в душе
жаждет стремительного кружения в ближнем бою. Выбрав жизнь среди
шаманов, дома под голубым небом и прыжки по толстым ветвям дремучих
деревьев, главный герой вооружится парочкой лезвий, палкой или кувалдой
и обернется тем цветастым смерчем, что виделся не раз. Впрочем, никуда
не денется ворох специальных способностей, он лишь чуточку
преобразится, поменяет ярлыки, но сутью останется прежним набором с
парочкой необходимостей.
Аборигенская жизнь доводит до стремительной беготни по узким тропам над
пропастью, периодическому собирательству всяких цветов, прыжкам по
скалам и героическому разгрому человеческой техники десятком
заговоренных стрел или парочкой крепких кулаков. Сражения с тракторами,
автомобилями, летательными аппаратами и роботами, испепеляющими мирное
население и ровняющими все с землей, выходят этаким колоритным парадом
идей и незапланированным гимном охране природы.
А погоня за разнообразием набирает обороты. Почти бескрайние просторы и
редкие контрольные точки требовали какой-нибудь транспорт. И вот оно,
щастье - катера рассекают направо и налево. Меха неуклюже ковыляют и
поголовно карают всех и вся. Багги задорно носятся по лагунам, словно
по автостраде. Вертолеты плавно минуют парящие горы, уклоняясь от
непонятных птеродактилей. Непонятные птеродактили машут крыльями,
бесстрашно пикируют, пролетают над скалами и взмывают ввысь.
Парнокопытные шустро перебирают ножками и волшебно прыгают. С брызгами…
проносясь мимо каких-то стычек тут и там, призванных создать ощущение
непрекращающейся войны миров, охватившей каждый папоротник и каждую
нору.
Все это увлекательно, достаточно аркадно и мило, пока в целях
разнообразия вам вдруг не устроят Гарри Поттера на метле,
преодолевающего строгий маршрут по каверзным контрольным точкам,
расставленным отъявленным садистом. Тогда и громоздкое управление
потеряет нейтралитет и станет врагом номер один.
В нахлынувшие минуты раздражения, недостатки вылезают из-за прелестных
укрытий. Многочисленные телепорты практически бесполезны, ими так редко
пользуешься, что надобность такого шика кажется как минимум
сомнительной. Вражеские батальоны состоят сплошь из камикадзе, успешно
бросающихся под пули и палки-копалки или отважно ждущие смерти,
выстроившись в рядок и куда-то там стреляя. А пандорская живность,
умеющая скакать по камням и голодно разевать пасть, от периодически
истинно инопланетной анимации превращается в скопление психически
неуравновешенных тараканов. Но даже если справиться с нею трудно,
нервирует, но хочется – достаточно пробежать к пункту назначения
миссии, выполнить одним нажатием клавиши – и умереть. Тогда возрождение
вполне возможно далеко оттуда. Или хотя бы за вон этой оградой,
отделяющей нынешний пункт от следующего, близкого и лишенного смысла,
как и многое здесь, ради чего приходится убивать и быть убитым.
И в тот бесславный миг, когда клыкастая морда птицеящера снова
уткнется в скалу или чекпоинт покажет очередной фокус, стремление
позаимствовать и воплотить всё придуманное, хоть по кусочку,
обнаружится наивной глупостью. Тем просчетом, что ломало лбы и более
мозговитым да талантливым, для которых «всё» оказалось «слишком».
Дальтонизм
Эффектно
До безобразия
Будучи родней какому-нибудь
Red Faction 3, который
тоже далек от оригинальности, эта игра обходит его на стремительной
скорости и растворяется на горизонте, оставляя безобразную красную
тоску подыхать в одиночку. Она, конечно, хватает всего по чуть-чуть, но
далеко не всегда выходит интересно. Она лениво махает рукой на хорошие
диалоги, игнорирует увлекательный сюжет, но горазда потянуть времечко,
покрасоваться перед публикой и послать на задание в далекие края ради
смешных пустяков. А заполонившее ее зверье да двуногие противники своей
доблестной безмозглостью и хаотичным поведением не заслуживают даже
половины стилей и способов собственных убийств.
И все же. Что там еще спасет красота – это вопрос. Но именно благодаря ней
«Аватар»
- этот неминуемый продукт ради «зелени» для будущих фанатов и
любопытных, предвещавший лишь посредственность, но оказавшийся чуть
лучше - имеет шансы дольше оставаться в живых, чем бессмысленные
беспорядки на Марсе. Зеленый победил красный, как бы это ни звучало.