Как считаете, имеет ли очередная интерактивная гонка право на
существование без обязательной закиси азота, без шинного клея, намертво
держащего болид на трассе, и без дюжины-другой искрящихся иконок
бонусов за поворотом? На самом деле, ответ до безобразия прост: еще
как. А мы, в свою очередь, должны приложить все возможные усилия, чтобы
заветная игра не затерялась в ежегодной процессии гоночных аркад.
Только поберегите восторженные возгласы до финальных титров: а ну как
придется снова раздраженно предаваться старческому брюзжанию.
Блестящая обертка
Крикливая мода диктует свои условия. И искреннюю радость
вызывает тот факт, что большинство претензий к схеме построения
остались разработчиками
DiRT2
мудро проигнорированными. Ведь можно создать запоминающийся проект и с
теми наработками старой школы, которые еще ни разу не подводили. А если
к подобному крепкому фундаменту добавить исключительно технических
улучшений — таких как очередной шаг вперед в графических достижениях —
то полученная конфетка вполне сумеет оказаться настоящей шоколадной
бомбой.
Поначалу волна восхищения накатывает с такой силой, что срывается ритм дыхания. Картинка в
DiRT2 действительно завораживает. И хотя разрекламированный
DirectX 11
ощутимых изменений не вносит, даже на морально устаревших видеокартах
можно насладиться превосходным зрелищем. Заслуга в том принадлежит
отличной оптимизации — за одно это уже стоит отвесить разработчикам
глубокий поклон.
Лучи почти настоящего солнца освещают восхитительные пейзажи,
искрятся в лужах, слепяще и недолго отсвечивают на не успевших
покрыться слоем пыли кузовах. Грязь фонтаном выносится из-под бешено
крутящихся колес и налипает на заднем бампере. Мимо проплывают
живописные горы или же каменные джунгли, отбрасывают колышущиеся тени
пальмы, поднимаются в воздух столбы раскаленного песка. Глядя на все
это, испытываешь редкое удовольствие, настоящее наслаждение для
изголодавшихся по сочным красотам глаз. Окружающий мир беззастенчиво
отвлекает на себя все ваше внимание: он прекрасен и неотразим вне
зависимости от места проведения гонок.
Бешеные раллийные заезды в таких условиях приобретают новый
колорит, когда на экран смотришь не столько ради игрового процесса,
сколько ради того, чтобы не упустить очередную яркую дизайнерскую
деталь. Часто попадающиеся на пути водные преграды взрываются мириадами
брызг и расходятся волнами во все стороны, а раскаленные шины
автомобиля, не успевая в первые мгновения просохнуть, уже скользят по
показавшемуся из-под пыли асфальту. Это воистину шикарные сцены: им
отдаешься безвозмездно, вновь и вновь наблюдая дивные моменты.
Работу художников можно продолжать хвалить бесконечно, поэтому
следует перейти к тому самому, ради чего игра и затевалась. К гонкам.
Для начала оговоримся, что те давние
Colin McRae Rally
бесповоротно и окончательно стали достоянием прошлого. Но скачок от
симулятора к аркаде выдался не таким уж и ощутимо болезненным. Конечно,
упрощение геймплея чувствуется сразу, но наличие целых пяти уровней
сложности в значительной степени влияет на игровую механику: здесь
каждый сумеет подобрать ступень высотой как раз для себя. Поэтому не
думайте, что легкомысленность в новом жанровом коктейле под названием
DiRT2
позволит вам расслабиться: чуть зазеваешься — и машина уже несется
навстречу ограждениям, подлетая на возвышенностях и выходя из-под
контроля. А столкновение с любым мало-мальски серьезным препятствием
чревато совсем не аркадными последствиями. Двигатель лихо разлетается
огненным снопом искр, оставляя вас в бездыханном и мертвом автомобиле.
Но прежде чем встретить такой печальный конец, мотор во время
гонки одаривает слух мощным утробным ревом. Демоны под капотом звучат
настоящим дьявольским оркестром, сливаясь в едином порыве с визгом не
выдерживающих напряжений тормозов, со скрежетом трущихся о заборчики
крыльев и руганью штурмана, предупреждавшего же вас об опасном
повороте... И вот уже кружащийся в лихом танце болид слетает в кювет.
Но картина оказалась бы неполной, если бы не заводной и энергичный
саундтрэк, составленный сплошь из одних хитов современной рок-сцены.
Слышанные не раз композиции как нельзя лучше подходят для оформления
творящегося на экране безумия. И это сшибает с ног, уносит крышу и
погружает в атмосферу искреннего гоночного хаоса. Однако как откровенно
спели другие рокеры, «сосите люди... леденцы». К сожалению, так
случается почти всегда, и казавшаяся воплощением мечты
DiRT2 в итоге грубо прерывает поток восхищений.
А машинки-то с гнильцой
И дело даже не в ржавчине на колесных арках или заурядном заводском
браке. Сама игра, приютившаяся за пестрой ширмой с громким слоганом
«пионер в использовании технологий Dx11», оказывается на проверку
совсем не той сладкой и дорогой карамелью, какой пыталась быть вначале.
Как известно, белый плащ еще не делает из вас героя — важно то, что
внутри.
Изумительных пейзажей к удивлению обнаруживается преступно
мало, а гонок в одном и том же окружении предусмотрено ну просто
предательски много. В первый раз тропические джунгли приковывают
взгляд, в пятый — вызывают чувство де жа вю, в десятый же от
наблюдаемого начинает мутить. Есть среди вас ценители чайного напитка?
Попробуйте засыпать чашку наполовину сахаром: уверен, любви к травяному
настою заметно поубавится. И когда в
DiRT2
постоянно видишь одни и те же декорации, чувство восхищения
стремительно исчезает. А ездить придется о-о-очень долго. С каждым
новым полученным уровнем растет и недовольство, закрадывается то самое
коварное и пока еще призрачное сомнение: опять, да? Ага. И никуда нам
от этого не деться. Самые лучшие идеи оказываются погребенными под
собственным же весом неполной реализации.
Стильное и непривычное меню тоже ведь поначалу берет верх над
благоразумием. Действительно, ведь это так забавно — камера,
олицетворяющая целеустремленный взгляд Альтер-это, то скрывается в
фургоне, изучая карту и «старые новые» трассы, то выбирается наружу,
чтобы вытаращиться на однотипную толпу. Когда в энный раз побегушки на
пятиметровом пятачке прерываются хвалебными речами оппонентов, решивших
выразить свое уважение, и ты вынужден выслушивать все это от гонки к
гонке, начинаешь скучать по привычным текстовым пунктам меню. Это как с
«загрузочными» лифтами в
Dead Space:
хотели же как лучше, надеялись привнести разнообразия в рутину... Но
лишь доказали своим горьким опытом, что все самое достойное уже
запечатлено в истории игровой индустрии.
Излишняя аркадность все же прорывается сквозь глянцевую
обложку, так умело скрывающую недостатки игры. Бывшая некогда настоящей
серьезной серией гоночных симуляторов,
Colin McRae Rally
в модернистской обработке пала жертвой беспощадной поп-культуры. Все в
угоду простоте развлечений, все старые наработки и достижения
бессовестно бросаются на жаркий костер под названием «прибыль». Вы
скажете что-то о технической настройке автомобиля? Ну да, некоторые
параметры можно изменить. Но отнюдь не апгрейдом оборудования, а
каким-то далеко не воодушевленным перетаскиванием ползунков от минуса к
плюсу — или же наоборот. Косметическая индивидуальность — это выбор
заводских декалей, уже готовых к употреблению и не поддающихся никаким
попыткам привнести свой свежий дизайнерский взгляд. Болтающаяся игрушка
на приборной доске да какая-нибудь, простите, пластиково-плюшевая фигня
на зеркале заднего вида — вот и весь «тюнинг», который можно себе
позволить. И обидно, и досадно.
Физика поведения автомобилей... Нет, пожалуй, слишком громкий
термин для симулятора, ставшего аркадой. Разве раньше у вас бы
получилось пронестись по трассе с вдавленной в пол педалью газа? А
здесь — на добром слове и оставшемся сиротливо лежать на дороге крыле —
можно вытворять просто неслыханные для ралли трюки. За 3 секунды
преодолеть скоростной порог в 100 км/ч, затормозить без каких-либо
видимых трудностей, а затем вписаться в опаснейший поворот, развивая в
заносе все ту же сотню — все это теперь для
CMR
стало нормой. Если уж начистоту, то и не всякая аркада позволяет себе
так гордо плевать на законы аэродинамики и физики. Ну да черт с этим,
зато у нас на лужах объемные волны, правда?
Слишком много «но»
В чем должен был заключаться секрет успеха? Очевидно, в удачно выбранной нише между аркадами и симуляторами.
DiRT2
пыталась избавиться от раздражающей занудности вторых, в то же время не
скатываясь в излишнюю простоту первых. Не вышло. В этом заключается
секрет прозаичного провала. Все вновь закончилось тем, что авторы не
сумели дотянуться до заявленной высоты планки. А ведь какие надежды
возлагались на эту игру! Да, она получилась несравненно красивой и
привлекательной, но... Тут в силу вступает то самое многоликое «но»,
которое срывает покровы и выставляет напоказ горькую и жестокую правду.
DiRT2, проносясь красочным фейрверком, уже совсем скоро тускнеет
и меркнет, а былые заслуги спустя некоторое время превращаются в
укоризненные промахи. Однако за начальный полный адреналина рывок ее
все же можно ненадолго простить — согласитесь, впечатления от первых
минут были невероятными. Это потом, час-два спустя бессердечное
однообразие разметает все светлые чувства — а мгновения знакомства с
игрой так или иначе выполнят свою миссию по отвлечению внимания.