Стоило разрыдаться от ностальгии под
Machinarium о
ржавости прошлого и беспросветности будущего, как из темных подземелий
повылезали новые поводы вспомнить Марка Твена. «Сколько можно?» –
раздалось тут же. «Когда жанр, наконец, сдохнет?» – с другого бока.
«Уже который год поминаем», - третий. В списке отличившихся значился и
Джонатан Боакс. Упрямый человек-оркестр с завидным трудоголизмом и верой в то, что очередной хоррор-олдскул вроде третьей части
Dark Fall кому-то нужен.
Вы разочарованы или нет
Испокон веков
Dark Fall брал за шкирку, в первую
очередь, своими… титрами. Всякий писака, залезавший глянуть список
авторов, впадал в анафилактический шок от талантливого упрямства
главного и почти единственного разработчика. Отчего каждый – ладно,
почти каждый - опус был похож на дифирамбы или открытые письма
влюбленной куртизанки недосягаемому объекту обожания. Их восторги можно
было понять. И можно будет понять рукоплескания будущие.
Или нет. Завышенные ожидания, недоговаривающие пресс-релизы и
авторские домыслы большинство охов-ахов, возможно, вполне притупят.
«Где трехмерный движок?» - закричат они, вскидывая руки к небесам,
махая очочками и длинными бородами в свои неполные двадцать. Статичные
арты не преобразились в объемные кубы, шары и калейдоскоп шейдеров, что
несказанно огорчило одних и обрадовало других. Вместо инновации старина
Боакс предпочел иллюзию ее - пошаговую, но бесшовную. Сохранившую
старую добрую жанровую педантичность и на полшага сдвинувшую весь этот
монумент вперед, оживив архаичное да прибавив чуть нового.
Вы боитесь или нет
Погружение в сумрак со страшной силой начинается немедленно. Еще не
осознали, что вот оно произошло, а вокруг уже сплошная темень, полная
загадковых загадок и легкой призрачной психоделики. Застывшие манекены
под носом да кровавая размазня только и ждут включения дерганного,
нервозного фонаря, чтобы пробрать до кости, схватить славно за сердечко
– хлоп, инфаркт. А хихикающие привидения игриво мелькают перед носом и
тут же растворяются, изрядно насилуя лимбическую систему.
Встряхнитесь, возьмите себя в руки… не получается? Когда страх перед
темнотой и неизведанными углами приглушится, нечто обязательно
встряхнет залежавшиеся нервишки. Оно не угомонится. По пятам будет
преследовать, но все же держаться на расстоянии. До поры до времени.
Припугивая, отходя в тень и наблюдая, как паранойя волнами накатывает
на вас, с каждым новым поворотом и закоулком обрушиваясь с большей
силой.
Вы несетесь в этот мрак с настойчивостью идеального персонажа нуара,
того отчаянного одинокого неудачника, который ноет, кряхтит и волочится
вперед, не особо понимая, на кой черт он, собственно, этим занимается.
В вариации
Lost Souls
такого бедолагу нарекли Инспектором. Его глаза – теперь ваши. Вместе с
отталкивающим голосом, старческим сопением и лихими вздохами после
лестницы. Он настолько – намеренно или так вышло, неважно - не
героичен, что, когда не молчит и передвигается, похож на пожилого
фрика. Может оно к лучшему, что квест – он от первого лица.
Влекомый мертвыми девочками, детектив пробирается по грязным и
захламленным туннелям, пролезает в какие-то щели и оказывается… там,
где все начиналось. Не только его история, а всей серии и
Боакса
в частности - с заброшенных гостиницы и вокзала. Семь лет прошло, а
есть лишь факт возвращения, но нет того неуловимого чувства родного,
что делает из нас Сэмов Гэмджи, что, вернувшись в родной Шир, довольно
и счастливо произносят: «Я вернулся».
Скорее, флэшбек для фанатов и ностальгирующих в тот 2002-ой, когда под
«приключениями» еще имелись в виду статичные задники и point-and-click,
а не аркадная акробатика с мультяшными персидскими принцами. И
авторская независимость не была таким уж чудом из чудес, парадоксально
затерявшимся в потоках блокбастеров да игр-по-фильму.
Заново нарисованные, немного измененные места обрели еще большую
жуткость, картинность и, в своем роде, красочность. Вызывают
извращенное любование исполосованными кровью стенами, упадочностью
помещений и мозаикой света и тени. Разваливающийся Инспектор бегает под
ярким лунным светом от клубящегося и кусающегося тумана. Взбирается на
вышки, на мосты. Пролезает в какие-то запыленные подсобки ради мелких
находок и включения электроэнергии. Бродит через груды мусора,
оставленных вещей, мебель. Вздрагивает от старых фокусов со звонящим
телефоном. Дергает за выключатели и оказывается в помещениях всецело
пугающих, где-то даже отвратительных и, может быть, тошнотворных.
Следующий шаг – и темнота.
Остаться спокойным невозможно. Двери за спиной благородно
захлопываются, изрядно наводя шума. Скрюченные призраки мелькают в
углах, заставляя лихорадочно соображать, одновременно коситься в ту
кромешную тьму и молиться, чтобы вас не контузили раньше, чем дело
будет сделано. Какие-то твари бесконечно выводят гадким шепотом за
спиной и дезориентируют отчаянными криками где-то там, вдалеке. Мерзкие
насекомые выбегают из расщелин, стоит только просунуть руку. А каждая
верная догадка сопровождается раздражающим трезвоном неграмотных и
запугивающих SMS в стиле «Я тебя вижу, а ты меня – нет».
А детектив почти бесстрашно преодолевает препятствия, бросаясь в
припадочные видения. Он не разгадывает бесчисленное множество пятнашек,
а предпочитает вечно рыскать в поисках полезной мелочи по углам, под
мебелью, за половицами, в ящиках и сортирах. Половина входов и выходов,
встречающихся ему – потайные, они припрятаны матрацами, загадками в
телевизорах и даже шкафами – достаточно вооружиться ножницами и
отодвинуть заднюю стенку.
Он собирает по кусочкам целую коллекцию разнообразных примет,
цифр и числовых комбинаций. Коллекционирует настоящие кости для гаданий
и расшифровывает заклинания по аудиозаписям. Разыскивает в завалах
десятки вырванных страниц из детского дневника. Складывает воедино
разрезанные куски газет и прочей бумаги. И не всегда повсюду одни и те
же числа, буквы, коды… короче все, что можно чередовать в разной
последовательности и к чему применимо понятие «рандом».
Боакс дарит любителям прохождений стадо маленьких свиноматок, заставляя хоть изредка напрячь память.
Напряглись… опа! Поиграйте в игры с бестелесными созданиями. В обычные,
детские развлечения. Да готовьте нужные медикаменты, когда камера вновь
и вновь будет ме-е-едленно поворачиваться…
Иногда кажется – детектив не в своем уме. Иногда – еще
сильнее. Что он больной. Он верит, что девочка жива, та бедная девочка,
что подверглась криминалу и стала полупрозрачной. Ищет разгадку,
несмотря на то, что все происходящее вокруг – игра как раз с ним. В
прятки. В загадки-отгадки. В исследование местности с историей. Он
выбегает под луну и ораторствует на всю пустынную станцию, что мертвые
не мертвые, я знаю, где вы, и вообще – истина где-то рядом.
Когда же правда откроется, найдется среди череды тихого ужаса – выбор
предстанет непростой. Щемящий внутри, жестокий снаружи. Два финала – и
вряд ли хоть какой-то покажется… правильным, что ли.
Вы хотите или да
Еще одно возвращение в прошлое. Классическое от арта и до задачек.
Требующее внимательности, терпеливости и стойкости к той жуткой гамме
звуков да ситуаций, что не пожалеет никого. Слишком камерная история
для какого-то неописуемого восторга, но слишком редкостно, пронзительно
и захватывающе преподнесенная. Если прикинуть, то хороший олдскульный
хоррор-квест сегодня – это явление не аномальное, а просто дикое. Как
нашествие варваров в прибранные и вылизанные римские бани. Как
возвращение в прошлое.