Смейтесь. Поминайте Карлсона, Тони Старка, База Лайтрэя,
Worms и
прочих – нашелся мотив. Десятки однообразных шуток про слово «void» уже
роятся в головах объективных не-графоманов. Сезон гоготания открыт. Цирк
заработал – пожалуйте на места.
Не смешно лишь
Airtight Games. Прославленным самолетоделам,
внезапно возжелавшим настоящей славы. Экшен от третьего лица и контракт с
Capcom казались наилучшими шагами к ней.
«Они знают мелодию, но не слова».
(с) Роберт Хэйр
Уилл – далекий родственник Джейка Джилленхолла. Большеглазый, улыбчивый,
с базедовой болезнью, как Александр Рыбак, он умеет управлять
самолетами, подрабатывает курьером и в начале этой истории летит над
Бермудами с бывшей подружкой. В непогоду. Периодически хохмит. Терпит
крушение. Запутывается в лианах. А тут как наваливается… Труп. Еще
какие-то индейцы. Вроде майя. Или апачи. Какая разница? Еще - происки то
ли фашистов, то ли не фашистов… т.е. посмотреть трезво – фрицы не при
чем, но кто ж героям из сороковых объяснит?
Поначалу «наваливается» - не совсем корректно. Фактически – ложь. Хоть
какую-нибудь интересность приходится выжидать долго, упорно и с лицом
Николаса Кейджа. Пока не появляется совершенно необычный мужичок.
Второстепенный персонаж, крадущий все шоу. Изобретатель разного
молниеносного, радиоволнового, главный невыдуманный комиксовый ученый и
любимец публики. Появление его неожиданно и необъяснимо, так что на
объяснения всем плевать. Всё – в угоду сюжету, который в момент того
явления на фоне электрических разрядов спит мертвецким сном.
Явление, между прочим, столь прекрасное в своей издевательской подаче,
что кому-то следует пожать лапу. Его фамилию сразу не скажут – только
мельком назовут по имени, плюс узнаваемая внешность, трансформаторы и
упоминание Колорадо-Спрингс. Угадывайте, набирайте в поисковике. Или
подождите еще несколько часов, прежде чем узнаете его полное имя. Чтобы
набрать в поисковике. Но это вряд ли прибавит интереса.
Или не набрать. Если эрудиция позволяет. Тогда он – ваш главный стимул
здесь. То, ради чего хочется преодолеть многочисленные провисания
сценария, сакраментальные фразы, даже целые сцены, просто вторичности и
несмешные шутки. Хоть моложав не по годам, скуп на слова и в роли
гест-стар, он значительно любопытней скульптурных пришельцев, подлых
аборигенов и повстанцев с маской на лице.
А главные герои? Уилл и его бывшая? Что они? Где они? Он - бесстрашный
покоритель небес, местный Нео. Она - его миссис Смит и предмет спасений.
Бедняжки чересчур симпатичные на вид и чересчур скучные внутри, чтобы
придать происходящему хотя бы… чего-нибудь. Стоящего. Глазастые
оптимисты вечно и по учебнику рефлексируют, отчего больше не спят
вместе. Без интимных подробностей, но с портретом дядюшки Джо за спиной и
мелодраматическими вздохами. Хохмят. Не смешно. Снова хохмят.
Прекратите.
Спустя треть игры сюжет внезапно оживает, устремляется по оврагам из
мировых заговоров, колдобинам из Избранных и прочим хайвэям про долг,
спасение человечества да предательство – но не каждый этого дождется.
Большинство дятлов рухнет еще до середины Днепра, зарекшись не
прикасаться к компьютерным играм и уйти в монастырь.
Какова история – вопрос щекотливый, но каждый новый ролик, поставленный
увлекательно и небесталанно, стоит значительно больше, чем всё
остальное.
«Так может любой, у кого есть хоть полголовы».
(с) Питер Уоттс, «Ложная слепота».
Всё остальное – сон на яву. Под симфонические завывания, легкую
электронику и ритм, ритм, ритм, тоскливое встречается с очень тоскливым.
Там, где Уилл - и вы - окажется, не найдется места для вычурного декора
и Бобби Дарина. Голая, однотонная земля и картонное небо,
невыразительные однотонные горы, однотонные подземелья, тускло-серые
леса и красный космос. Тень
Red Faction 3 внезапно нависла над
Пустотой – и никуда не спрятаться.
Затерянное пространство между мирами безжизненно сильнее, чем следовало
бы. Достопримечательностям здесь не место. Один разрушающийся корабль,
копи-паст пирамид майя и легион биомеханических тварей посреди пустыни.
Авторы столь беспамятно истекали слюнями по финансовым неровностям
Capcom,
что для остального не осталось нейронов. Или только начальство. Пока
сценарист был очень занят просмотром олдскульного голливуда. Пока
программисты мечтали о самолетиках. Пока гейм-дизайнеры пытались понять,
что от них все хотят.
Пока посреди пустыни не очутились вы. Среди песчаной бури жанров. В
дикой жажде свежего и чего-нибудь съедобного, чтобы почувствовать себя
живыми.
Потому что с самого начала вы – покойник. А мертвые, безликие джунгли
вокруг – Чистилище.
Вам выдадут два невзрачных вида оружия и пустят в личный
Gears of War.
Как и любая жертва этой больной моды,
Dark Void бледен, холоден и
просится в гроб. Но в отличие от большинства, действительно требует
использования укрытий. Многочисленных. Беззастенчиво расставленных. И
необходимых. Пришельцы-камикадзе устраивают термоядерные взрывы,
противоречащие законам физики – в укрытие. Группа пришельцев
рассредоточилась за камнями и углами, лишь головы торчат, - в укрытие.
Жаль, хватай у них мозгов не только на перебежки - не прогибался бы
каждый третий от нокаута.
И только когда на подмостках появится усатый дядька, выдаст ранец и
выкинет из гнезда – настанет пора просыпаться. Не сразу – обещанные
кульбиты вырвутся из-за кулис значительно позже. Но не летать, так
парить, а перестрелки в буквальном смысле меняют градус. Они самые,
вертикальные бои. Амбициозно звучащая задумка предстала
головокружительными прыжками по уступам против всё тех же законов
физики. Скачками вверх и вниз. А как Уилл грациозно передвигается! Он
так ловко перебирает цепкими ручонками и ножками, любовно подражая
орангутангам! Даже убедительней, чем сами орангутанги.
Когда же большинство дятлов помрет в утомительном перелете, для
остальных небо откроется по-настоящему.
«Какой поворот!»
(с) «Робоцып»
Им бы в небо. Этим офисным пилотам из
Airtight Games. Словно
обретя разум, табор бросает моду и кидается на скорую руку делать то,
что умеет. Улучшает ранец – и Уилл теперь не Уилл, а антропоморфный
летальный объект. С обязательным пулеметом на борту, с ускорением и
торможением, с резким разворотом назад и способностью увиливать
влево/вправо.
По сути, абсолютно аркадное мероприятие, но тяжело управляемое. Часто -
вообще неуправляемое. Взорвать или подстрелить в полете кого-нибудь –
большая удача и повод уйти в глубокий запой. А лучший способ повоевать –
какой-нибудь другой. Зависнуть в воздухе и изрешетить привычным
оружием, по-человечески. Сесть за пулемет на союзнической технике.
Наконец, подлететь и шустрым нажатием правильных кнопок
дестабилизировать, выбить зуб и захватить летающую тарелку. Которой
также можно распоряжаться, хотя и по той же, антигуманной системе.
Подлетать – убивать. Кружиться - и биться головой о скалы, погибая.
Снова подлетать. Снова биться. Много часов бесконечной борьбы против
неуправляемости и занудности. Ради роликов. Щекотливый вопрос.
«И вот все развалилось
Но никому не было дела»
(с) Talking Heads
Не без выдумки – потому что шутер на скелете авиа-симулятора – это не
каждый додумается. Не без персонажей – потому что усы и
Колорадо-Спрингс. Не без адреналина – потому что рукопашная против
вооруженных работала лучше только у
Rebellion. Этого вполне
достаточно для жизнедеятельности, если бы не нестерпимая утомительность.
Жуткая, беспощадная и смертоносная тоска. Не смешно.