Представьте себе ситуацию: в пятницу вечером, удобно расположившись в
кресле, вы пьете виски Jim Beane, смотрите нуар-классику «Мальтийский
сокол» с Хэмпфри Богартом и слушаете хрустящий джаз в исполнении Билли
Холлидей. А в понедельник, осушив весь рассол в доме и обретя прежнее
душевное равновесие, вы снова располагаетесь в кресле, пьете виски
Duars, смотрите нуар-классику «Гилда» с Ритой Хейворт и слушайте
хрустящий джаз в исполнении Эллы Фитцджеральд. Почувствовали разницу?
Вот также и с
BioShock 2: на первый, да и на второй взгляд тоже
отличия между сиквелом и первой частью, вышедшей три года назад, уловимы
лишь для узких специалистов. Да и стоит ли их искать, если Хэмпфри
Богарт и Рита Хэйворт одинаково хороши, а Jim Beane и Duars одинаково
ядрены, даром что со льдом? Может, лучше просто наслаждаться и тем, и
другим…
Вечные ценности
Первый
BioShock , конечно, задрал такую планку, которую сиквел
при всем желании едва ли бы преодолел. Какие варианты в этой ситуации
были у авторов? Извращаться и выкручивать полюбившийся многим геймплей в
разные стороны, пытаясь сделать из
«Биошока» чистую RPG в стиле
«Готики»?
Или может MMORPG? Или инди-аркаду с выкрутасами, линейный шутер с
укрытиями, что-нибудь в стиле
Portal ? А может – раз пошла такая
пьянка! - слэшер с участием повзрослевших сестричек в обтягивающем
латексе? Или, прости-господи, прикрутить сюда паркур и нацепить на
игрока ракетный ранец?
Слава богу, разум авторам не отказал, и они приняли единственно верное
решение: лучше джаза может быть только новая порция джаза…. Поэтому в
принципе рецензия на
BioShock 2 могла быть самой короткой в
мире: это все тот же самый
BioShock . В подземный город-сад
Rapture мы возвращаемся не одни, а в компании с чувством глубокого
дежавю. Пока вы будете глазеть по сторонам, по привычке собирать все,
что можно собрать, взламывать магазины-автоматы, апгрейдить оружие и
покупать плазмиды за АДАМ, оно, это самое дежавю, будет назойливо
шептать на ушко разнообразные скабрезности: «Нет, ну сколько же можно!
Мы все это видели три года назад, графика устарела, и вообще это просто
аддон! Разуй глаза!».
Так вот, гоните ее прочь. Людям, обожающим слушать джаз в антураже
нуара и арт-деко, не нужно подсовывать под шумок самбу или хип-хоп.
Дайте джазу, господа! Закончилось виски в стакане? Бармен, еще столько
же со льдом. Замолчала Рита Хейворт в стареньком патефоне? Ставьте
Джули Лондон. Одержимый эгоистичный фанатик, мечтавший о собственной
персональной утопии, сгинул на дне океана? Выпускайте нового.
А ведь даже в такой ситуации сюжетная завязка кажется вялой и вторичной
лишь поначалу. Простой заменой Эдриана Райана на фанатичного психолога
Софию Ламб авторы, слаба богу, не ограничились. В знакомую схему
«доберись до главного плохиша и разберись с ним, попутно выслушивая по
рации его прокламации и советы своих новоявленных союзников», авторы
BioShock
2 внесли массу новых нюансов. Мы теперь больше общаемся с теми,
кто сохранил человеческое лицо посреди окружающего безумия, и даже можем
решать их судьбу – казня или милуя. И в итоге это прямо влияет на
финал игры. Наряду с перешедшей из первой части дилеммой, спасать или
убивать «маленьких сестричек» (а в сиквеле она стала чуть сложнее!),
это превращает
BioShock 2 из экшена с RPG-элементами в настоящую
ролевую игру, где можно действительно отыгрывать роль.
Но главное, у нового героя - «Большого Папочки», единственного из своих
железных коллег сохранившего собственную волю и разум – теперь есть
четкая, осязаемая цель, которая сразу задает настроение и мотивацию:
спасти свою дочь. Вроде бы тоже невелика интрига, но когда мы, наконец,
встретимся с Элеонор, сценаристы сделают несколько совершенно
гениальных ходов.
Одним словом, история стала еще более философской, неоднозначной. И
чтобы в полной мере прочувствовать ее, а не кричать на всех углах про
«дешевые попытки нагнать эмоций», требуются определенные условия: груз
прожитых лет, некоторый культурологический багаж, умение слушать и
слышать. А, возможно, нужно всего лишь, чтобы у вас были дети, еще лучше
– маленькая дочка…
Исследовать, изучать, изумляться…
Естественно, мы не хотим тем самым сказать, что
BioShock 2, как и
первая часть, игра исключительно для взрослых людей, любящих в
спокойной обстановке слушать джаз, вспоминать и рассуждать на
философские темы… Но от более юной аудитории тут действительно требуются
некоторые усилия. А когда ты считаешь полигоны на моделях и проводишь
захватывающий сравнительный анализ качества графики в
BioShock 2
и, скажем,
Uncharted 2, естественно, тяжело воспринимать
философские глубины сюжета. Поэтому по поводу графики разговор отдельный
и весьма короткий. Людям, оценивающим игры по тому, как они могут
загрузить их новенькой «джыфорс», остается только искренне
посочувствовать. Остальным сообщим, что перед нами не бенч-марк , не
рекламная демонстрация нового движка и не
Crysis 2. Перед нами
авторская, ручной работы игра, в которой по-прежнему на первом месте
насыщенный, интересный и нетривиальный дизайн. Вы все равно будете
ходить и глазеть по сторонам с открытым ртом, просто восхищать вас будут
не спецэффекты и шейдеры (хотя вода тут реализована бесподобно, да и в
целом
BioShock 2 выглядит вполне презентабельно!), а, например,
бабочки, купающиеся в голубом отсвете где-то под потолком ,местный
аналог музея мадам Тюффо или то количество разветвлений на одной
локации и та свобода, с которой вы можете все это исследовать.
Именно неторопливое вдумчивое исследование уровней, сопровождаемое
непростыми размышлениями над тем, какое оружие и какой плазмид
использовать и против кого, были главным блюдом первой части. Это,
конечно, называется не «умный шутер», а RPG: здесь все строится на
прокачке персонажа, за которую отвечают «гене-тоники» и плазмиды (плюс
апгрейд оружия, естественно), и на том упоительном, болезненном
мародерстве, которое заставляет вас лезть под пули, чтобы проверить
содержание карманов очередного «жмурика». В этом смысле
BioShock
более всего похожа на
Fallout 3 , благо что и графика, и
стиль, и даже музыка (да-да, я опять про джаз!) очень похожи. Хорошо
это или плохо, что во второй части авторы не превратили
Fallout 3
в
Call of Duty или там
Crysis , каждый для себя
решает сам. Заметим лишь, что исследовать локации, глазеть по сторонам,
читать аудиодневники, собирать все, что плохо лежит и т.д. и т.п. в
BioShock
2 также интересно, как и в первой части. Прежде всего, потому,
что тут постоянно что-то происходит. Чтобы мы не заскучали, авторы
придумывают какие-то интересные события.
Все для вас
На самом деле,
BioShock 2 стал более динамичной, взрывной и
сложной игрой. Новые, более толстокожие и злые враги, включая «Большую
Сестричку», какого-то жирного мужика, таранящего вас своим пивным
брюшком, и «Больших Папочек» из серии Альфа, новые, более мощные виды
оружия (включая гвоздемет и гарпун со стрелами), возможность
использовать портативные турели и почти мгновенно перепрограммировать на
свою сторону защитных ботов, одновременное использование оружия и
плазмидов, необходимость не просто отбивать «маленьких сестричек» у
«больших дядек», но и защищать их, пока те собирают АДАМ (а это минут
пять чистого концентрированного адреналина!) – все это подкорректировало
общий баланс и сделало местный экшен плотнее и напряженнее.
Это бодрит, оживляет привычный по первой части геймплей, делает его
чуть более динамичным, но не превращает размеренную визионерскую RPG в
брутальный экшен. Но самое интересное, что вы можете сами заставить игру
сделать этот крен. Смените средний уровень сложности на более высокий,
отключите в меню возможность пользоваться читерскими «Вита-камерами», и
вы увидите, как
BioShock 2 плавно превращается в вожделенный
вами шутер, злой и шумный. Все равно скучаете? Тогда попробуйте
использовать в бою исключительно бур и гвоздомет – в этом случае
ощущение, что мы играем именно за «Большого Папочку», станут куда более
осязаемыми, а сам процесс – куда веселее. А можете, например,
поразвлекаться, красиво и изощренно убивая врагов и снимая это на
камеру: новая система «изучения» монстров это позволяет. Наконец,
попробуйте местный мультиплеер, где есть интересная ранговая система,
возможность вернуться в светлое прошлое Rapture, увидев знакомые локации
в новом свете, а также уникальный шанс обжаривать врага пламенем из
левой руки, одновременно подгоняя его свинцом из правой…
То есть на самом деле вторая часть - игра более универсальная и
демократичная, способная дать нужные эмоции разной публике. Хотите
классического джаза и старое доброе виски со льдом? Пожалуйста, все для
вас. Заскучали, нужны более сильные эмоции? Без проблем, вот вам acid в
джаз и 300 грамм абсента прямо в виски.
Искать недоработки, найти и предъявить, конечно, можно. Баланс в конце
дает сбои, исследование уровней в поисках патронов и денег становится
почти бессмысленным: просто потому, что карманы и так ломятся от всего.
Правда, эта проблема легко устраняется повышением уровня сложности и
отключением «Вита-камер». Некоторые сюжетные ходы слишком предсказуемы
(слава богу, финальная треть не подкачала!). Одни враги ведут себя
достаточно грамотно и доставляют массу хлопот, другие тупы как пробки.
Наконец, мультиплеер пока толком не оттестирован и работает со сбоями.
Тем не менее, игра, конечно, удалась. Те, кому понравилась оригинальная
BioShock
, а когда-то давно –
System Shock 2, безусловно, останутся
довольны. Да, все это уже не воспринимается так свежо, как три года
назад, да, могло быть больше и лучше, но в целом это по-прежнему
интересно, красиво и изысканно. Авторы не посрамили оригинал, сохранили
уникальный дизайнерский почерк и, более того, сумели совместить
классический «биошоковский» геймплей с парой интересных нововведений,
которые явно оживили игру. Что же касается «повторения пройденного» и
«отсутствия прежней свежести», то фильмы с Богартом, песни Риты Хейворт и
непочатая бутыль виски тоже не становятся свежее с каждым годом. Но
разве от этого они становятся хуже?