Делать сиквел к амбициозному инвалиду отважится не каждый. Первый
Just
Cause, полный авторской инфантильности и неумелости, позорно влетел
в бетонную стену. По крайней мере, для большинства. Отсюда возникал
резонный вопрос: нужен ли второй? И если так приперло, то следовало ли
использовать неоднозначно принятый бренд вместо того, чтобы придумать
новый?
Наверное… да. Потому что уже на старте
Just Cause 2 самоуверенно
прорычал, претенциозно прочистил выхлопную трубу – и помчался громить
старую стену. На этот раз – с еще большим размахом.
«Вполне могло статься, это место было тем, чем казалось – жутким
смешением деляг, воров и обалделой голытьбы».
(с) Хантер С. Томпсон, «Ромовый дневник»
Первым кадром – вертолет. Салон какой-нибудь вертушки то и дело будет
попадаться на протяжении всей игры. В нем любят проводить брифинги
персонажи, на нем – вылеты на миссии, туда-сюда. Уже не говоря о целом
легионе вертолетов, что рассекают воздушное пространство над локациями. И
полицейские, и бандитские, при малейшей тревоге они взлетают над
головой героя… и мрут, как мухи. Минута упорной перестрелки – и взрыв,
красочный такой, со вкусом. Голливудский.
Поначалу подобный Чак Норрис стайл еще умещается в рамках разумного.
Одна из причин этого – перед «открытым миром» разработчики предпочитают
маленько разогреть вас, заинтриговать да подучить. Ну, и между делом
завязывают сюжет, неуклюже объясняя, зачем, собственно, безликой
манекенщице Рико Родригесу надо носиться по островам, лицемерить на
каждом шагу и строить из себя Джеймса Бонда.
Итак – вот он, вертолет. За ним – прыжок с парашютом. Летите, стреляйте,
взрывайте, вроде всё, как и раньше, только покрасивей. Но не совсем.
Потому что скоро покажется, что с «открытым миром» кто-то пошутил. К
пресловутой свободе здесь подведут тройкой линейных эпизодов. Таких
типичных глав какого-нибудь классического шутера от третьего лица,
позволяющих активно пострелять, вскарабкаться на небоскребы-отели и лихо
погудить при погоне. Причем, глав и достаточно насыщенных, чтобы
завести в заблуждение, будто дальше – так же. И каким же неожиданным
поворотом оказывается для неосведомленных игроков та самая злосчастная
Свобода – возможность бегать куда угодно, грабить, убивать, барахтаться в
воздухе и ловить прочий… фан.
Но еще до этого перелома, когда герой вскарабкается на крышу автомобиля
во время погони под предлогом «так лучше обороняться», станет ясно –
тропический мир
Avalanche Studios живет по своим законам. А
именно: никаких законов, кроме закона Кольта. А также Парашюта и Крюка.
С первым законом дела проще. Количество стволов не ахти какое, но на
каждый тип что-нибудь найдется, потому покажется, что их немеренно. С
патронами периодически приходится худо, что заставляет честных игроков
порой быть экономными. (Хотя сама игра – вовсе не для честных). Впрочем,
всегда есть возможность помародерствовать, стаскивая новую обойму с
дохлых аборигенов. Даже во время лютой погони никто не мешает
остановиться, развернуться, дать по лбу крюком, отобрать автомат – и
продолжать зажигать.
Но, как вы заметили, в последнем случае вступает в силу закон другой.
Шустрый и цепкий крюк-веревка делает из агентурного мачо нечто среднее
между Бэтменом и Натаном Спенсером (герой
Bionic Commando, игра
такая). На глазах рождается непредвиденный Супермен, способный
уничтожить весь остров Панау – и даже больше. Рико цепляется за уступы,
краны, вертолеты, перелетая с места на место. С помощью нее преодолевает
неприступные заборы, пропасти, дрейфует по крышам. Оглушает врагов,
сбивая их с ног или срывая куда-нибудь вниз. Разве что не забирается на
горгулий.
Более того – крюком всегда можно соединить вместе два каких-нибудь
объекта. Применений – масса. Хоть в быту, хоть в бою. Людей – к бочкам с
бензином. Мчащиеся машины к машинам другим. Самолеты, лодки, опять люди
– все сковывается одной цепью.
Тем более, что закрепляется крюк к чему угодно, лишь бы досягаемому. Ему
не важно: техника, здание, гора, человек – присосется всяко. Особенно
ярко помогает и при погонях, где с его помощью герой прыгает по машинам с
резвостью генно-модифицированной шимпанзе. Учитывая, что он хватается –
уже руками – за бампера и оттуда отстреливается, то выходит и вовсе
феерический цирк на колесах.
Стоит же очередному «хаммеру», атакованному спецагентом, не вписаться в
поворот и вымахнуть с обрыва, включается последний закон. Фактически,
это легальное бессмертие. Узаконенный чит. Встречайте, парашют! Если в
первой части он был смешной обузой, порой скорее мешающей, чем
развлекающей, то во второй превратился в простую, но эффективную
палку-выручалку. Ничто не мешает повторить подвиг Чева Челиоса (герой
«Адреналина», фильм такой), спикировав с многотысячной высоты, и
остаться в финале живым.
И вот вместе эти вездесущие правила - они создают альтернативную
реальность, где вы – круче Последнего Киногероя, а вокруг – сплошной
Голливуд. Логика забыта, физические законы переписаны. Творите побольше
зрелищного беспредела и получайте за это отметку «Хаос».
Пресловутый «открытый мир» представляет собой несколько островков, на
которых есть всё. Или почти всё. Здесь есть заброшенные доки с толпами
бандитов, есть свои Манхэттены и Бруклинские мосты, есть свои
заснеженные Гималаи и гигантские разбойничьи базы, трущобы и ветхие
деревушки, автострады и залитые неоном улицы, аэродромы и густые
непроглядные джунгли. И еще километры океана и воздушного пространства,
достаточных для причуд любого воспаленного мозга.
Этот тропический мир создан для удовольствия. Его так старательно
вырисовывали, что местами красиво невероятно. Хотя и не везде. Временами
DirectX 10 серьезно подвергается сомнению - и только подогревает
«школьную» истерику насчет операционных систем.
Третья часть
Red Faction забыта напрочь. Просто бегать с молотом и
демонтировать окружение? Какая ущербность. Здесь, в
Just Cause 2,
дозволяется больше. Фокус с двумя пассажирскими лайнерами, рука об руку
взлетающими посредством вашего крюка, уже достиг уровня легенды и
вероятно войдет в историю. Да, рассекайте на разнообразных самолетах,
красочно крушите их на головы горожан и радостно удирайте на парашюте.
Угоняйте автомобили, вызывая гнев многочисленной упрямой полиции, что
незамедлительно пустит в погоню весь участок и поддержку с воздуха в
придачу. (Черт, а смыться непросто, ведь броситесь с моста – береговая
охрана тут же выплывет из-за угла и откроет огонь на поражение).
Останавливайте мотороллеры и убивайте водителей, чтобы навлечь кровную
месть всех обладателей скутеров. Жестокий мир. Выживут только хитрые или
безумные.
Но даже если вы не любитель хитростей, и сумасшествие чуждо, вам все
равно нужно обладать одним важным качеством, без которого в данной игре
долго не протянете. Нужно уметь самим себя развлекать.
«Чем выше взбирается обезьяна, тем лучше видна ее задница».
Поговорка
Разработчикам очень хочется стать вторыми
Roсkstar. А вот чего им
не хочется – это смотреть на вещи трезво. Они уперлись в свой
юго-восточный открытый мирок и так увлеклись его проработкой, что
упрямство вышло им боком. Запихнув на небольшие куски скал половину
планеты Земля, они настолько приблизились к
GTA, что дежа вю
может длиться часами. Причем чаще всего, воспоминания касаются не
приключений Нико Белика, а древней
Vice City. Едете вы по ночному
городу и… чизез крайст, где-то здесь «Малибу»!
Но даже в
Vice City, когда-то казавшемся нетленным, было
значительно интересней. Да, в нем не присутствовало спасительных
парашютов, герой не перелетал от здания к зданию, подобно Питеру Паркеру
(герой «Человека-паука», комикс такой), но в нем развлекали сценаристы,
а не сам игрок. Когда дело касалось их главной серии, у работников
Roсkstar
всегда находилось чувство стиля и сценария.
В
Just Cause 2 сюжет летит к чертям с самого начала. Кукольный
Рико даже не персонаж или типичный спасатель мира – он очередной бледный
статист, которому случайно выпала главная роль. Из соображений
правосудия и прочего «отступничества» он мечется от одних криминальных
авторитетов – к другим, между одной группировкой – к другой, выполняя
однообразные миссии и утопая в штампах. А старания такие – чтобы
проучить самого главного босса, владеющего Панау и систематически его
подавляющего.
Персонажи говорят банальность за банальностью, воплощают собой давно
осмеянные каноны, а действия их и мотивы или умиляют, или смешат, или
ввергают в депрессию. Хочется промотать многочисленные сцены на закате и
прочую кинематографию. Сказать «хватит». Сказать «всё, уезжайте,
уходите с глаз долой». Лучше, мол, сразу на задание.
А потом припоминается, что подобная миссия уже выпадала. Только за
других и на иной территории. И не один раз выпадала. Захватывать всякие
базы надоедает довольно быстро. Масса побочных заданий, иногда даже
аркадных, спасает лишь на первых порах. Да, многие можно проходить
различными способами. Можно захватывать вертолеты и авто прямо в
движении путем QTE. Можно прыгать и летать не хуже супергероев. Можно
банально шагать и решетить всех, чтобы в финале добраться до пулемета и
устроить «Рэмбо 4».
Однако при всей вариативности прохождения, однотипность целей и жалкая
глупость противников порой просто убивает желание двигать вперед.
Остается летать на истребителях над горами, прыгать с парашютом, крушить
все подряд, грабить туземцев и проделывать нереальные вещи со странной
либеральной физикой. Расхищать тайники за каждой пальмой. Ходить в
дорогой магазин, еще страшно отнимать оружие и транспорт просто так. Ну,
еще смотреть на красочные взрывы за спиной героя или на то, как песочек
при беге горстями летит. Развлекайся сам. На весьма симпатичной, такой
солнечной и полной жизнерадостных красок личной игровой площадке.
Вот вам пустой цирк и костюм клоуна – веселитесь.