Выход ArmA2 был на удивление громким. Вроде бы игра
специфического жанра, а попробовали ее очень многие. Кто-то, правда,
испугался багов да сложности и сбежал, но остальные до сих пор
ежевечерне заходят на сетевые сервера и подолгу играют в войнушку для
взрослых. Такой успех проекта-конкурента сыграл на руку разработчикам
из Codemasters Studios, и их Dragon Rising стали ждать уже более сосредоточено, с любопытством. И сегодня мы вынесем окончательный вердикт – продолжаем ли служить в ArmA2 или же забираем пожитки и переводимся в военную часть нового Flashpoint.
Немного предыстории
Если вы знакомы с оригинальной Operation Flashpoint, то, быть может, вспомните, что делали ее не нынешние разработчики, а Bohemia Interactive. Именно она выпустила обе части военного симулятора ArmA.
Поэтому с первых же дней разработки Dragon Rising
на форумах начались разговоры, что новая игра уже не будет похожа на
прежнюю. Дескать, она продаст душу казуалам и лишь названием будет
верна серии. Но Codemasters Studios заверяла, что все в
порядке, и они создают настоящий хардкор, правда, будет в игре и
упрощенный режим для тех, кто раньше не сталкивался с такими суровыми
проектами. И тогда же стало известно, что новый Flashpoint появится на консолях.
В общем, мы немало удивились такому подходу. Как в один проект можно
вложить два, по сути, совершенно разных жанра. Если перед нами
настоящий военный симулятор, то там стрелять приходится раз в полчаса.
Остальное время мы ползаем, двигаемся перебежками от одного укрытия к
другому, читаем карту и пытаемся сориентироваться на местности. Если же
играем в аркадный боевик типа Call of Duty,
то тогда не стреляем лишь при подзагрузке уровня. Все остальное время
раскаты автоматного огня не смолкают. И как, простите, это совмещать?
Сложной дорогой
Но ближе к телу. Если школьник в очках, с большим ранцем и рыжими
волосами скривит вам страшную морду – испугаетесь? И поверите, что он
суровый и опасный? Едва ли. Так вот именно такого озорника и напоминает
Dragon Rising. Игра бьет себя в грудь и кричит – я сложна, я для настоящих мужиков, я хороша в постели
ничуть не хуже конкурентов. Мы поднимаем руки: «О`кей, как скажешь». И
играем, проходим одну миссию, затем другую, а потом замечаем, что
гримаса с лица уже давно спала, и все ухищрения пошли на нет – да перед
нами же никакой не хардкор!
Если вы играли в обе ArmA,
то знаете, насколько серьезно разработчики подошли к делу, чтобы
создать атмосферу или, если угодно, дух войны. И летящие правильно пули
вместе с реалистичным звуком – это мелочь, приятное дополнение, а никак
не основа. Здесь же главный фактор этой самой суровости и правдивости
как раз в технических характеристиках пушек.
Итак, как же выглядят здешние миссии. Мы, как водится, оказываемся
посреди огромной территории и можем идти, куда вздумается. Сразу весь
остров в нашем распоряжении. Бегаем мы не одни, а с командой, и можем с
помощью нехитрого меню отдавать им вполне определенные приказы. Мол,
стреляйте на поражение, двигайтесь вперед, захватите здание или
разделитесь. Команд много и использовать их действительно просто.
Сами же задания выглядят не бог весть как – все вполне стандартно. Нам же сейчас стоит сравнить Dragon Rising
с двумя другими классическими играми, на которые, по всей видимости,
ориентировались разработчики. Начнем с хардкорного режима. Тут,
конечно, идейный вдохновитель оригинальный Flashpoint и обе ArmA. От них мы получили большущие свободные территории, смерть от одного попадания и многие другие «реалистичные» фишки.
Но это не простой перенос идей под копирку. Нет, здесь все совсем
иначе! Искусственный интеллект, например, феерический болван, который
не способен адекватно воспринимать наши действия. Увидели противника,
заняли более-менее удобную позицию и за три минуты перебили всех
китайцев. Они априори обречены, ибо когда мы начинаем издалека стрелять
первыми, да еще просим товарищей подсобить, то недруг просто бегает,
ложится на землю, встает, опять бегает, ложится, косо бьет в ответ.
Шоу, а не бой. Попади в свихнувшегося китайца.
Порой, конечно, битвы происходят и на короткой дистанции. Но в этом
случае стоит просто спрятаться за деревом и кинуть в сторону недругов
гранату, потом аккуратно высунуться и дать две-три очереди. Срабатывает
безотказно.
Сложных сражений нет, то есть, вообще нет, ни одного. Противник порой
даже злит своей тупостью. Вам хочется сложных реалистичных боев, вы
ведь специально для этого играете в Dragon Rising,
вы ведь специально для этого бежали двадцать минут до места боя. А что
получаете? Китайцы не действуют сообща, они не зовут поддержку, им
просто наплевать, что их товарищей убивают практически у них же на
глазах. Помните, что значил пролетающий вертолет над головой в ArmA?
Все, конец, считайте меня демократом и передайте маме, что я воевал за
ее и американскую независимость. Здесь же вертушками управляют, видимо,
игрушечные роботы, которых собирали на самых убогих китайских заводах.
Во-первых, они точные, как алкоголики на утро. Во-вторых, столь же
апатичные и безразличные к происходящему. Не получилось устранить наш
отряд? Ну и черт с ним, вертолет летит дальше. Не возвращается, чтобы
таки прищучить бравых американцев, не сообщает своим, что мы в таком-то
квадрате. Ну, ходит кто-то, убивает всех – подумаешь, китайцев два
миллиарда, никому от этого не убудет...
Добавим ко всему, что практически все сражения происходят в лесу или в
очень уж маленьких деревеньках. Городских битв нет, а ведь для
симуляторов войны именно стычки посреди улиц самые интересные – их
нельзя реализовать в аркадных боевичках. Но здесь мы гуляем по лесу и
перестреливаемся с врагом на завидном расстоянии... и какой, черт
побери, смысл вообще было делать симулятор, если все, что от него
требуется – не работает? Опасность не чувствуешь, AI – болван,
интересных битв нет.
По простому пути
Но, может быть, перед нами все-таки аркада, а идейный вдохновитель ее Modern Warfare? Подумали разработчики, как бы им переплюнуть опытную Bohemia Interactive
и решили взять не навыками, а деньгами. Финансы есть, и если их
правильно вложить, то можно создать мощный боевик – красивый,
зрелищный, дорогой. Сравните первое впечатление от ArmA2 и Dragon Rising.
У второй игры есть и выдержанный стиль, и заставка впечатляющая, и даже
меню выполнено по-человечески. Да и баги на тебя не набрасываются с
первых же секунд.
Вот только многое ли меняет аркадный режим? Становится ли игра с ним
интереснее? Увы, нет. Просто в нем вы знаете, сколько патронов в
магазине, куда надо бежать, с какой стороны враг. И если напарников
пристрелили, то вскоре они встанут, как тот негр, и пойдут.
А сами битвы останутся прежними, мы находим удобную позицию, стреляем,
а враг продолжает носиться, как угорелый. Да и сам игровой процесс-то
не сильно изменился – беготня, немного стрельбы, вновь беготня, опять
перестрелка. Не спасают даже стелс-миссии. Поинтереснее было даже в
первых Rainbow Six, где тоже убивали буквально с одного попадания...
Невозможно сделать хороший аркадный боевик, в котором надо редко
стрелять и много-много бегать. В наше время должно быть больше
кинематографичных сцен, красивых и зрелищных перестрелок, много
скриптов. Без этого игрок не скажет: «Ух ты!», не будет помнить проект.
И уж тем более, он не захочет возвращаться к нему снова.
Другие хвалят
Сейчас мне могут сказать, дескать, игра-то многим нравится, и зарубежные критики ее оценили выше, нежели ArmA2. Но за что снижали проекту от Bohemia Interactive оценку? Из-за багов и излишней сложности, сквозь которую в большинстве своем казуальный пользователь пробиться не мог. А Dragon Rising
умело делает суровую мину и всех уверяет, что именно так и выглядят
игры для взрослых мужчин, мечтающих побегать с автоматом. Но я уверен,
что если вы сможете разобраться в ArmA, то новый Flashpoint покажется чем-то второсортным, простеньким и безынтересным. Этот проект, в сравнении с другими играми жанра, выглядит блекло.
И не спасает его даже сетевой режим. Там нет интересных идей, нет
сложных битв. Обычные перестрелки 16 на 16, где обе команды мечтают
изничтожить друг друга. Причем в чатах постоянно идут какие-то,
простите за выражение, срачи, и можно увидеть дикие вопли с тысячами
восклицательных знаков.
И непонятно, кому и зачем играть в Dragon Rising. Она ничем не может похвастаться, ничем особенным не выделяется.
Рейтинги:
Геймплей: 5.5 Графика: 8.0 Звук и музыка: 8.0 Интерфейс и управление: 8.0 Оценка автора: 4.0